Главная > В Москве показали самый большой в мире летающий беспилотник
Беспилотная авиация может стать грузовым транспортом будущего, об этом говорится в стратегии развития отрасли. Но летающие беспилотные грузовики перевозят коммерческие грузы уже сегодня. Производители показали эту технику на выставке и рассказали о ней «Эксперту».
Осенью прошлого года сообщение о том, что в Сибири и Заполярье начинается регулярное движение грузовых беспилотных вертолетов, прозвучало как сенсация. Сейчас это уже обыденность. Развитие беспилотного грузового воздушного транспорта заложено в Стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года; количество регионов, где создан экспериментальный правовой режим для летающих грузовиков, увеличилось до шести, а еще семь регионов подали заявку на такую услугу и ожидают своей очереди.
Первопроходцем в производстве и эксплуатации беспилотных летающих грузовиков стала компания «Аэромакс». За неполные 9 месяцев с момента, когда ее беспилотникам разрешили коммерческие полеты, специалисты компании отточили технологию перевозок и создали две новые модели беспилотных вертолетов. Они представлены на ХVI Международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia 2023, которая открылась 18 мая. Новинки компании — это беспилотный вертолет на водородной тяге (топливом для него является вода) SH-750H2, и самый большой в мире грузовой беспилотник SH-3000. Кроме того, на выставке представлен многоцелевой беспилотный вертолет холдинга «Вертолеты России», предназначенный для геодезии или перевозки до 30 кг груза. Но он пока не эксплуатируется, а только проходит летные испытания в Башкортостане.
Осенью прошлого года сообщение о том, что в Сибири и Заполярье начинается регулярное движение грузовых беспилотных вертолетов, прозвучало как сенсация. Сейчас это уже обыденность. Развитие беспилотного грузового воздушного транспорта заложено в Стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года; количество регионов, где создан экспериментальный правовой режим для летающих грузовиков, увеличилось до шести, а еще семь регионов подали заявку на такую услугу и ожидают своей очереди.
Первопроходцем в производстве и эксплуатации беспилотных летающих грузовиков стала компания «Аэромакс». За неполные 9 месяцев с момента, когда ее беспилотникам разрешили коммерческие полеты, специалисты компании отточили технологию перевозок и создали две новые модели беспилотных вертолетов. Они представлены на ХVI Международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia 2023, которая открылась 18 мая. Новинки компании — это беспилотный вертолет на водородной тяге (топливом для него является вода) SH-750H2, и самый большой в мире грузовой беспилотник SH-3000. Кроме того, на выставке представлен многоцелевой беспилотный вертолет холдинга «Вертолеты России», предназначенный для геодезии или перевозки до 30 кг груза. Но он пока не эксплуатируется, а только проходит летные испытания в Башкортостане.
О работе тех летающих грузовых машин, которые уже используются для реальных перевозок или готовятся к ним приступить, «Эксперту» рассказал генеральный директор компании «Аэромакс» Андрей Шевченко.
«Сейчас в постоянной эксплуатации находятся шесть SH-450, в резерве и на регламентном обслуживании еще 7 машин, — сообщил руководитель предприятия. — Количество перевозимого этим вертолетом груза зависит от заказчика и расстояния. Если длинное плечо — груза меньше, если короткое — то топлива заправляется меньше, а груза можно положить побольше. Когда мы перейдем на гибридные водородные двигатели, то полезная нагрузка от топлива уже не будет зависеть, и дальность возрастет».
Компания осуществляет воздушные перевозки в основном по заказу «Почты России» и компании «Газпромнефть-Снабжение», которой требуется обслуживать сотрудников на удаленных месторождениях в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. Почта обычно просит отправить 20-40 кг груза на расстояние до 100 км в один конец. Перелет осуществляется в оба конца без дозаправки. Если расстояние поменьше, то можно перевезти и 70 кг, а максимальная полезная нагрузка — это центнер.
Крейсерская скорость SH-450 — 90 км/ч, но можно разогнаться и до 150, если не экономить топливо. Полетная высота — от 50 до 3500 метров, максимальная продолжительность полета — шесть часов, а для взлета и посадки требуется площадка габаритом 20 на 20 метров. Беспилотник, в отличие от многих пилотируемых средств, не боится плохой видимости, работает при любой погоде, за исключением порывов ветра более 10 метров в секунду при взлете и посадке.
Перевозки стоят пока дорого — более ста тысяч рублей за полетный час. Но потребителей коммерческой услуги это утраивает. Такая доставка производится оперативно: в экстренных случаях ее можно согласовать с Росавиацией всего за три часа. Но чаще заказчика привлекает регулярность. Например, почта не может себе позволить регулярно совершать пилотируемые перелеты или доставку грузов снегоходами в отдаленные районы. А беспилотные вертолеты могут летать по заранее утвержденному маршруту хоть ежедневно, хоть два-три раза в сутки.
«В плату за полетный час закладывается себестоимость машины и заплата персонала, который ее обслуживает, — объясняет генеральный директор. — Себестоимость будет неизбежно снижаться по мере роста числа перелетов и количества машин. В планах нашего предприятия произвести около 1500 машин до 2030 года».
Сейчас к коммерческой эксплуатации готовится новая модель — SH-750. Ее полезная нагрузка уже до 300 кг. А на модификации SH-750H2 полезная нагрузка уже не будет зависеть от дальности перелета, поскольку она оснащена не двигателем внутреннего сгорания, а гибридной установкой с водородным топливным элементом и электрическом двигателем.
«В мире еще никто не пытался использовать водородные технологии для вертолетов, хотя в автомобилестроении они уже освоены и доказали надежность, — говорит Андрей Шевченко. — На водородном элементе наш вертолет должен летать на 500-600 км при любой допустимой загрузке».
Поскольку не все знают, что такое водородный топливный элемент, специалист провел краткий ликбез. Самолет на водородном двигателе был создан еще при СССР и назывался Ту-155. Это — аналог Ту-154, который использовал в качестве топлива сжиженный водород. Та технология, что называется, не зашла.
«У нас система совершенно другая, — объясняет Андрей Шевченко. — Водородный топливный элемент преобразует энергию химической реакции в электрическую, потребляя которую, электрический двигатель дает тягу на винт».
Сенсацией выставки стал самый тяжелый летающий беспилотник в мире SH-3000. Его максимальная взлетная масса — 3600 кг, а в носовой отсек, куда помещается груз, может заехать погрузчик с контейнером. Специфика этого вертолета в том, что у него есть противообледенительная система. Таким образом, летающая машина не требует специальной обработки перед взлетом в условиях крайнего севера.
Для людей, желающих воспользоваться такими летающими грузовиками, есть две новости: плохая и хорошая. Первая заключается в том, что купить такую машину пока не получится. А вторая: воспользоваться ее услугами может практически каждый в тех регионах, где экспериментальный правовой режим разрешает полеты.
«Мы — компания полного цикла, — объясняет генеральный директор. — Мы разрабатываем вертолет, производим его, испытываем и оказываем коммерческие услуги по доставке грузов. Покупать вертолет частному лицу бессмысленно: ему придется иметь базу для техобслуживания, получать разрешения на эксплуатацию и полеты, содержать штат сотрудников. Мы, конечно, можем сделать и продать вертолет кому угодно, но он будет просто стоять на месте. Проще обратиться к нам и сказать, что нужно перевезти груз из точки А в точку Б. Мы эту услугу окажем. Так клиенту проще и дешевле».
Следует помнить, что любой беспилотник, обладающий серьезной массой, является предметом повышенной опасности для тех, кто ходит по земле. Поэтому законодательство сейчас таково, что по всем вопросам, связанным с аппаратами взлетным весом более 30 кг, проще получить услугу, чем ими владеть. Управлять такими машинами могут только профессионалы. Не случайно до 2030 года, когда беспилотники будут летать повсюду, в России планируется подготовить не менее 180 тысяч специалистов для их обслуживания и управления.
Грузовой беспилотник не управляется джойстиком, как коптер. Он находится на программном управлении, в которое заранее заложены согласованные с властями нюансы маршрута. Оператор следит за полетом, он может вмешаться в полет, организовать посадку на новом месте, если сучилось что-то непредвиденное на запланированной площадке, но такой потребности пока не возникало.
Источник: https://expert.ru/2023/05/18/v-moskve-pokazali-samiy-bolshoy-v-mire-letayuschiy-bespilotnik/
«Аэромакс» планирует разработать беспилотное решение для тушения пожаров.
Команда ООО «ДИАМ-АЭРО» (входит в группу компаний «Аэромакс») первой среди участников конкурса НТИ UpGreat «Аэрологистика» продемонстрировала возможности своей беспилотной авиационной системы для доставки грузов по воздуху.
18 мая на выставке вертолетной индустрии HeliRussia компания «Аэромакс» представила макет гражданского беспилотного вертолета взлетной массой 3600 кг.
«Аэромакс» представил беспилотный самолет «ДИАМ-20К» с вертикальным взлетом и посадкой. Задача команды была в том, чтобы показать возможность модели для перевозки небольших грузов на дальние расстояния.
Свяжитесь с нами. Вместе мы подберём подходящее решение. Заполните форму или напишите нам на почту.
© 2022 «Aeromax» Все права защищены.
Написать нам: info@aeromax-group.ru